При выборе вуза, факультета, специальности у абитуриентов и их родителей возникает много вопросов, ответы на которые нельзя получить из справочников и рекламных материалов. Мы попытались обобщить основные из этих вопросов. Отвечает на них декан факультета радиофизики и компьютерных технологий, кандидат физико-математических наук, доцент Малый Сергей Владимирович.

В БГУ есть физический факультет, факультет прикладной математики и информатики, а в ряде технических университетов Республики Беларусь − близкие по названиям факультеты и  специальности. Чем отличается от них факультет радиофизики и компьютерных технологий?

Факультет радиофизики и компьютерных технологий − единственный в Республике Беларусь факультет физико-технического профиля. Факультет готовит физиков, интересы которых лежат в таких наукоемких областях техники, как радиотехника, радио- и оптоэлектроника, телекоммуникации, информационные технологии. Каждая из специальностей факультета по своей сути является сдвоенной. С одной стороны, выпускник факультета − это физик, получивший в полном объеме, как и выпускник физического факультета,  подготовку по общей и теоретической физике, с другой − инженер, обладающий фундаментальными знаниями в области радионаук благодаря  курсам теоретической радиофизики и курсам специализации.   

Выпускники IT-специальностей факультета, в отличие от выпускников родственных специальностей факультета прикладной математики и информатики, имеют подготовку не только в области математического и программного обеспечения компьютерных систем, но и в области радиофизических методов и программно-аппаратных средств современных информационных технологий.

Выпускники факультета отличаются от выпускников технических университетов тем, что они ориентированы на разработку новых технологий и новых наукоемких радиоэлектронных и информационных систем. Ключевую роль в подготовке таких специалистов играет фундаментальное физико-техническое образование, а также обязательное включение в учебный процесс на всех его уровнях научно-исследовательской работы студентов. Технические университеты в большей степени ориентированы на подготовку специалистов для массового внедрения и сопровождения уже известных технологий и систем.

В чем перспектива специалиста, который заканчивает ваш факультет? Дает ли эта специальность возможность полностью реализовать творческий потенциал абитуриента?

Безусловно. Выпускники факультета востребованы как в нашей стране, так и за ее пределами. Для стран, не имеющих больших запасов природных ресурсов, к которым относится и Беларусь, в качестве стратегии развития избран переход от экономической политики экспорта товаров к экспорту наукоемких технологий и услуг. В этом направлении в Беларуси предпринимаются конкретные шаги, один из которых – создание Парка высоких технологий.

В настоящее время все большее социальное и экономическое значение приобретают отрасли, связанные с информационными технологиями во всем многообразии их проявления: сетевая инфраструктура и Интернет, мобильные системы связи, распределенные системы управления и финансового обслуживания, интерактивное телевидение, системы дистанционного обучения, системы дистанционного медицинского обслуживания и т.д.

В ближайшее десятилетие должен произойти новый технологический скачок в развитии элементной и методологической базы современной радиоэлектроники и информационных технологий. Речь идет о переходе на новый наномасштабный уровень и новые физические принципы построения разнообразных технических устройств и систем. В эту отрасль во всем мире вкладываются огромные финансовые ресурсы. Участие в исследовании и разработке новых нанотехнологий позволит Беларуси существенно повысить свой научно-технический и экономический  потенциал.

Решение указанных выше и многих других проблем невозможно без использования современных радиофизических методов. Поэтому потребность в специалистах-радиофизиках, способных разрабатывать новые радиоэлектронные и информационные технологии, постоянно возрастает. Об этом свидетельствует и практика распределения наших выпускников.

На рынке труда Беларуси большим спросом пользуются специалисты по информационным технологиям. Каким образом ведется подготовка по этому направлению на факультете?

Блок информатики является одним из базовых в учебных планах всех специальностей факультета. Он включает в себя следующие основные дисциплины: программирование, численные методы, математическое моделирование, методы вычислительного эксперимента. В блоки специальных дисциплин и специализаций включены курсы, связанные с различными технологиями программирования, операционными системами, сетевыми технологиями и т.д. Наиболее полно и разносторонне технологии программирования представлены в учебных планах специальностей «Компьютерная безопасность» и «Прикладная информатика».

Изучение разнообразных языков программирования и современных технологий разработки программ составляет только часть учебного плана, связанную с современными информационными технологиями. Компьютер на факультете - это инструмент, обеспечивающий доступ к информационным ресурсам, сопровождение лабораторных практикумов, прохождение тестирования,  выполнения научно-исследовательской работы, подготовки курсовых и дипломных работ.

На факультете сформировалось твердое убеждение о том, что научиться программированию можно только через решение серьезных научно-исследовательских и прикладных задач. При таком подходе, кроме навыков технологии программирования, у студентов формируется системное мышление и снимаются психологические барьеры перед решением новых и сложных проблем. Не случайно, наши выпускники делают успешные карьеры в фирмах, занимающихся разработкой и сопровождением программного обеспечения.

Где работают выпускники факультета радиофизики и компьютерных технологий?

Традиционные  потребители наших выпускников – БГУ и другие высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты Национальной академии наук, отраслевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, научно-производственные объединения и предприятия.

В настоящее время рынок труда стал более широким и разнообразным. Наши выпускники востребованы во всех областях, связанных с использованием и поддержкой современных информационных технологий. Традиционным потребителем выпускников является банковская система Республики Беларусь. Интенсивно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса, работающего в области высоких технологий, также является заказчиком специалистов в области радиофизики, электроники, информационных технологий. Большое число выпускников работает в фирмах, входящих в состав Парка высоких технологий, занимающихся разработкой, внедрением и сопровождением программных продуктов и информационных систем.

Уровень подготовки и профессионализм позволяет нашим выпускникам успешно продолжать образование не только в магистратуре и аспирантуре БГУ, но и за рубежом.

Каким образом организован учебный процесс на факультете? В чем его отличие от подготовки специалистов по родственным специальностям в технических вузах?

Основу концепции обучения на факультете составляют следующие принципы:

- фундаментальность образования – глубокая теоретическая подготовка по специальности на основе фундаментального физико-математического образования;
- специализация – углубленная подготовка по выбираемому студентом прикладному направлению;
- участие в научной работе – обязательная составляющая учебного процесса.

Первые два года обучения студенты факультета проходят базовую подготовку, получая знания в области общей и теоретической физики, высшей математики, информатики, радиоэлектроники, выполняют две учебные практики: компьютерную и радиоэлектронную.

Последующие два с половиной года – специальная подготовка и специализация по одному из современных направлений радиофизики, электроники, информатики, в рамках которой студенты выполняют две курсовые работы. На завершающей стадии студенты проходят преддипломную практику, пишут дипломную работу.

Специальная подготовка по всем специальностям обеспечивается силами всего профессорско-преподавательского состава факультета, а не выпускающей кафедрой, как в техническом вузе. Это позволяет за каждой дисциплиной закрепить квалифицированного преподавателя, имеющего по читаемой дисциплине собственные научные результаты.

Специализация начинается с шестого семестра и осуществляется специализирующими кафедрами факультета. Распределение студентов по кафедрам проводится в конце четвертого семестра.

Как отмечалось выше, обязательной в процессе подготовки специалистов, в отличие от технических вузов,  является научно-исследовательская работа студентов. Научной работой студентов руководят преподаватели и сотрудники факультета, являющиеся специалистами в соответствующих предметных областях. Выбор тематики исследований осуществляется на стыке интересов конкретного студента и направлений исследований, осуществляемых в научных группах и лабораториях кафедр факультета. Для обеспечения научной подготовки студентов задействуются ресурсы научных подразделений и институтов БГУ и НАН Беларуси.

Принятый на факультет принцип построения учебного процесса имеет следующие преимущества перед системой подготовки специалистов в технических вузах:

- фундаментальный образовательный блок является основой для освоения узких специализированных направлений и не теряет своей актуальности и востребованности со временем;
- подготовка студентов в рамках узких прикладных специализаций позволяет реагировать на потребности современного рынка труда, обеспечивать оптимальное использование научно-педагогического потенциала факультета и специализирующих кафедр, включать студентов в реальный научно-исследовательский процесс;
- возможность формирования заказных специализаций для нужд крупных потребителей выпускников факультета.

По каким специализациям ведется углубленное обучение на старших курсах?

В настоящее время на факультете осуществляется подготовка специалистов по  нескольким десяткам специализаций, среди которых:

- на специальности «радиофизика»: мультимедийные информационные технологии, интеллектуальные информационные технологии, телекоммуникации и информационные системы,  компьютерное приборостроение, квантовая радиофизика и лазерные системы, стохастические процессы и системы, микро-  и наносистемы, спутниковые информационные системы и технологии;
- на специальности «физическая электроника»: микро- и наноэлектроника, электроника информационных технологий, биомедицинская электроника, радиоэлектронные и телекоммуникационные системы, интеллектуальные системы, телекоммуникации и информационные системы, математические методы в электронике;
- на специальности «компьютерная безопасность»: комплексное обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных и информационных систем, программно-технические средства и системы защиты информации телекоммуникационных и информационных систем.
- на специальности «аэрокосмические радиоэлектронные и информационные  системы и технологии»: глобальные навигационные и телекоммуникационные системы, радиоэлектронные системы обработки и передачи информации, бортовые и наземные информационные комплексы;
- на специальности «прикладная информатика»: мультимедийные информационные технологии, телекоммуникации и информационные системы, интеллектуальные информационные системы.

Таким образом, все специальности являются комплексными и ориентированы на подготовку специалистов в области  современных и перспективных информационных, телекоммуникационных и радиоэлектронных технологий.

По каким правилам будет осуществляться прием на факультет радиофизики и компьютерных технологий в нынешнем году?

Правила приема в нынешнем году полностью совпадают с правилами минувших лет. Общий балл, участвующий в конкурсе, будет включать: средний балл аттестата, результаты централизованного тестирования по языку,  физике и математике. Победители республиканской и международных олимпиад по физике и астрономии зачисляются на факультет вне конкурса.

Есть ли возможность получения платного образования на факультете?

По всем специальностям обучение на факультете осуществляется на бюджетной и платной основе. С набором на все специальности бюджетной и платной формы обучения можно ознакомиться в разделе Абитуриенту - Конкурс и проходные баллы.

При организации учебного процесса на факультете не делается различий между студентами бюджетной и платной форм обучения.

У студентов-платников есть возможность, при успешной учебе, уменьшить величину оплаты за обучение или перевестись на бюджетную форму.

Принимая решение об обучении на факультете на платной форме, следует рассматривать оплату за обучение, как инвестиции в свое профессиональное будущее. Практика показывает, что получение престижной и востребованной на рынке труда профессии позволяет в кратчайшие сроки возвратить вложенные в обучение средства. Диплом выпускника факультета радиофизики и компьютерных технологий является существенным аргументом, если Вы претендуете на получение престижной и перспективной должности или хотите продолжить свое образование в аспирантуре БГУ или любого зарубежного вуза. Многие наши выпускники к моменту окончания университета имеют по несколько предложений на работу.

К тому же, обучаясь на платной основе, можно воспользоваться государственной поддержкой в виде образовательного кредита, что позволяет распределить финансовую нагрузку, связанную с оплатой за обучение, на более длительный срок.

В настоящее время выпускники платной формы обучения имеют определенные преимущества перед выпускниками-бюджетниками. Это связано с тем, что студенты-платники могут участвовать в обязательном государственном распределению только по их желанию. В силу разных причин предприятия (преимущественно частной и смешанной форм собственности) с большим желанием принимают на работу студентов выпускников со свободным распределением.

С чем связано переименование факультета и кафедр?

Название факультета (до 2010 года - Факультет Радиофизики и Электроники) играет ключевую роль в его позиционировании среди факультетов БГУ и других вузов в области учебной и научной деятельности. Проведенная коррекция или уточнение названия факультета отражает его современное состояние и стратегию развития на ближайшее и отдаленное будущее.